Начали поездку в городе Мичуринск (быв. Козлов) Тамбовской области, куда, в целях экономии времени) В. приехал на Геше заранее, а я добиралась ночным поездом из Москвы. Сойдя с него рано утром, осмотрела Мичуринск — город, лишенный каких-то шедевров, но обладающий вполне цельной исторической застройкой. Потом мы с В. выдвинулись в Тамбов, что всего в 70 км. Остаток дня был потрачен на знакомство с Тамбовом, на улицах которого особо обращают на себя внимание интересные образцы стиля модерн.Утром продолжили наш путь в сторону Саратова, по пути заехав в Ивановку – музей-усадьбу С.И. Рахманинова, где погибшие в гражданскую войну постройки воссозданы в окружении прекрасного сада.
Одна из архитектурных "жемчужин" Тамбова — особняк Асеева, выстроенный в 1904 г по проекту знаменитого архитектора Льва Кекушева. Внутри сохранились интерьеры и функционирует музей, но записываться на посещение лучше заблаговременно: мы не попали из-за отсутствия мест на экскуксурсии в этот день.
Ивановка (имение Рахманиновых) славится своей сирен6ью — но в этом холодном мае к 15 числу она еще не цвела даже здесь.
Следующие три дня провели в Саратове, где чередовали выезды за пределы города (в поисках уцелевшего наследия немцев Поволжья) и прогулки по самому областному центру, который произвел на нас впечатление одного из самых красивых и (пока) сохранных волжских городов. Несмотря на плохую погоду и коммунальные неурядицы, особенно заметные после проливных дождей, Саратов все равно остался для нас городом №1 из всех, что удалось увидеть в этой поездке. Его историко-краеведческий музей тоже оказался на высоте: и по богатству коллекций, и по экспозиции. Здесь довольно подробно представлена вся история Поволжья: от археологических находок древних культур, артефактов половецких племен и Золотой орды до славянского освоения края, переселения сюда в сер. XVIII века старообрядцев из западных регионов империи и немцев из перенаселенных германских земель.
От немцев Поволжья, которые появились в этих краях в 1760-х гг в после манифеста Екатерины II о заселении иностранцами пустующих земель, в 1923-1941 гг даже имели свою автономию, а численность их в лучшие времена достигала 500 тыс (!), остались остовы кирх и костелов (не слишком старых, но уже превратившихся в руины), а также множество деревянных (срубных) и кирпичных зданий, многие из которых отличаются т.н. «мозаичной» кладкой из кирпичей разных цветов и оттенков. Из 11 сохранившихся немецких храмов мы увидели 9 самых интересных, среди которых и единственная отремонтированная кирха в Зоркино (Цюрих-на-Волге).
Посетили два из трех городов немецкой автономии: Маркс (Екатеринштадт) и Красноармейск (Бальцер). Не успели заехать разве что в Энгельс (Покровск), который до депортации немцев и ликвидации Автономной республики немцев Поволжья в августе 1941 года был ее столицей.
Но вообще, сейчас даже не в самой благополучной Саратовской области эти бывшие немецкие колонии производят особенно удручающее впечатление: возможно, потому что население здесь какое-то особенно маргинальное, к тому же несложно представить, как все эти руины выглядели при немцах.
Саратов. Удивительный рельеф на доме (с автогаражом) С.И. Соколова и З.И. Иванова (1914 г).
Керамический рельеф на доме К.К.Рейнеке в Саратове (арх. Ф. Шехтель, 1912 г).
Здание императорской Алексеевской консерватории и сейчас используется как Саратовская консерватория (1902 г).
Псевдомавританский дом Г.П. Клинга (1883 г) на ул. Сакко и Ванцетти в Саратове.
В старом Саратове на набережной превалировали промышленные постройки. Например, эта мельница Рейнеке (1890-1905 гг)
Единственная отреставрированная немецкая кирха Поволжья (кирха Иисуса Христа, 1877 г) находится в селе Зоркино (нем. Цюрих-на-Волге).
Большинство немецких храмов Поволжья горели. Кирхе (1884-1886 гг) в Подстепном (Розенгейме) повезло больше: в советское время здесь был дом культуры. Опоры и потолочные перекрытия сохранились от оригинального интерьера, балконы сооружены в советское время.
Красноармейск (нем. Бальцер). Немецкий дом мозаичной кирпичной кладки (XIX в).
Здесь мы пытались проехать короткой дорогой в поселок Красный Текстильщик. Проехать не смогли, но этот вид на село Широкий Буерак искупил потерю времени.
В Саратовском областном музее великолепная историческая экспозиция. Но и краеведческий, и этнографический отдел тоже очень хороши. Здесь неплохо представлены костмы народов, населяющих Нижнее Поволжье в наши дни.
Чувашский костюм замужней женщины (XIX в).
Мордовский костюм замужней женщины XIX в.
Татарский костюм замужней женщины (XIX в).
Костюм немецкой и украинской колонисток (XIX в).
Вторая длительная остановка (тоже на три дня) случилась у нас в Самаре, куда мы перебазировались из Саратова, по пути осмотрев пару заволжских городов: Балаково и Чапаевск (это уже Самарская область). Оба могут похвастать совершенно незаурядными храмами, выстроенными в нач. ХХ в в стиле историзма. Храм в Чапаевске отличается интересными мозаичными изображениями. А Балаковскую Троицкую церковь вообще проектировал сам Фёдор Шехтель (тоже поволжский немец). Кроме того, здесь можно посетить музеефицированную усадьбу П. Мальцева, сохранившую интерьеры нач. ХХ в.
Интерьер особняка Паисия Мальцева в Балаково сохранился с нач. ХХ в.
А вот особняк снаружи — хороший образец стиля модерн.
А это уже работа Фёдора Шехтеля — храм Троицы Живоначальной (1909-1911 гг).
Еще один незаурядный храм Заволжья — Сергия Радонежского (1916-1919 гг) в г. Чапаевск.
... и его мозаики.
Самара не может похвастать столь цельной и сохранной застройкой, как Саратов, но по степени ухоженности и комфортности городской среды сильно его превосходит. В принципе, по множеству критериев Самара – город вполне столичный – как минимум, на статус региональной столицы она легко может претендовать. К тому же, здесь у нас было наиболее комфортное жилье за всю поездку. Учитывая близость к нему пивного завода Фон Вакано, нетрудно догадаться, что о пребывании в Самаре у нас остались самые теплые воспоминания :) Из самарских музеев более всего понравился музей модерна, сохранивший причудливые интерьеры нач. ХХ в.
Тем не менее, один выезд из Самары нам пришлось совершить, т.к. обойти вниманием такой природный феномен как Самарская Лука (это там, где знаменитые Жигулевские горы) было никак невозможно. К сожалению, из-за долгого пути и риска огромных пробок на М5 на знакомство с Лукой удалось выделить лишь несколько часов. Их мы потратили на один из интереснейших природных объектов заповедника – Стрельную гору (въезд платный, проход только с экскурсоводом). Также по живописнейшей дороге, проложенной между берегом Волги и Жигулевскими горами, добрались до самого интересного поселения Луки – села Ширяево, которое не только входит в ассоциацию самых красивых деревень России, но и может похвастать весьма внушительным музейным комплексом. Его главным героем выступает Илья Репин, проведший с друзьями в Ширяево пару летних сезонов и собравший здесь материал для своих «Бурлаков на Волге».
Самара. Католический костел Пресвятого сердца Иисуса Христа (1906 г).
Самара. Помещения особняка Курлиных — редкий пример сохранного интерьера стиля модерн.
Фрагмент фасада почтовый конторы кон. XIX в.
Фрагмент фасада т.н. "дома с часами" — деревянного дома Кожевникова.
Самара деревянная отреставрированная. Дом Рытикова, в котором в 1890-1893 гг жил Ленин. Сейчас тут его мемориальный музей.
Знаменитый пивзавод фон Вакано (кон. XIX в). Действует до сих пор. Пиво делает отличное.
Дом со слонами (нач. ХХ в) — дача Головкина. Сейчас находится в черте Самары.
Ширяево. Музей в доме, где останавливался Илья Репин.
Самарская Лука. Вид на Жигулевские горы со Стрельной горы.
Из Самары начался наш долгий обратный путь. Погуляв пару часов по древнему городу Сызрань (где стоит выделить старейшее сохранившееся здание области - колокольню XVII в и удивительный особняк Стерлядкина, выстроенный в стиле модерн), вновь вернулись в Саратовскую область. В этот раз изучали старообрядческое наследие волжского правобережья – а именно город Хвалынск. В нем помимо традиционного набора старых домиков есть и вполне уникальные места. Например, сохранивший росписи нач. ХХ века в стиле модерн особняк Радищевых, приспособленный сейчас под художественный музей. Вообще, Хвалынск – город с богатой художественной традицией - здесь родился знаменитый художник нач. ХХ в Кузьма Петров-Водкин.
Кульминацией всей Поволжской поездки, пожалуй, можно назвать посещение т.н. «дома со львом», что в с. Поповка под Хвалынском. Это редчайший дошедший до нас памятник крестьянского (старообрядческого) искусства, чудом спасенный от сноса волонтерами несколько лет назад, сохранивший интерьерные росписи нач. ХХв.
Художественный музей Хвалынска расположен в доме Радищевых, интерьеры которого сохранили росписи Л.А. Радищева в стиле модерн.
Спас нерукотворный (XVIII в) из старообрядческих Черемшанскиз скитов. Сейчас находится в художественном музее Хвалынска.
Этот нарядный дом принадлежал когда-то старообрядцу — жителю села Поповка, что под Хвалынском. Дом готовился под снос, но был спасен энтузиастами.
Истинное сокровище дома — сохранившиеся интерьерные росписи, выполненные художниками-богомазами более 100 лет назад.
Закончилась наше путешествие в Пензенской области, где мы провели последние два дня поездки. По пути заехали в село Мордовский Канадей, что на территории Ульяновской области, для осмотра деревянной церкви XVIII в. Пензенская область нас приятно удивила – возможно, потому что ничего особо выдающегося мы от нее не ожидали. Тем не менее, первые же объекты - … церковь в с. Нижнее Аблязово с потрясающим интерьером и музей А.И. Радищева в селе Радищево - оказались очень интересными.
Есть несколько интересных зданий в самой Пензе, хотя, в целом, город на нас большого впечатления не произвел. Зато область продолжила радовать уникальными местами: мемориальной часовней в с. Аргамаково, усадьбой Каменка, музейным кварталом в городке Белинский и старинным селом Поим, где помимо деревянного Покровского храма в есть свой собственный музей! Но все здесь затмевают великолепные Тарханы – усадьба-музей на месте усадьбы бабушки М.Ю. Лермонтова Е.А. Аресеньевой. По Тарханам мы гуляли несколько часов, посещая музеи, осматривая усадебный парк и его объекты, а также заглянув в усыпальницу Лермонтовых-Арсеньевых, где и похоронен трагически погибший поэт.
Оплакивание — фрагмент потрясающего интерьера XVIII в церкви Рождества Христова, что в селе Нижнее Аблязово.
В селе Радищево внутри церкви Спаса Преображения (1736 г) (входит в состав музея А.Н. Радищева) сохранились редкие росписи I пол. XVIII в
Каменный модерн Пензы — Крестьянский поземельный банк (нач. ХХ в). Сейчас здесь картинная галерея.
Аргамаково. Часовня-усыпальница нач. ХХ в с загадочными символами на стенах.
Тарханы. Оригинальный дом Арсеньевых, где жил М.Ю. Лермонтов, сгорел в нач. ХХ в и тогда же был отстроен заново. А вот церковь Марии Египетской выстроена в 1819 г.
В центре поселка Лермонтово находится церковь Михаила Архангела (1826 г), в усыпальнице при которой покоится прах поэта.
Обычно, вторая половина мая в Нижнем Поволжье теплая и солнечная. Мы перед поездкой даже немного опасались жары. Но не судьба - в этом году весна припозднилась не только в наших краях, а по всей Европейской России. Нам пришлось и померзнуть, и помокнуть, и понервничать, но никакого фатального эффекта на нашу программу погода в итоге не оказала.
Каких-то особых сувениров из этой поездки мы тоже не привезли: не потому что в этих регионах нет ничего ценного, а просто времени на хождение по рынкам и магазинам не было. Зато привезли всякой разной краеведческой литературы (которую В называет макулатурой) и много впечатлений, которые надеюсь изложить подробно в следующей серии постов.