kuba: (Default)
[personal profile] kuba
А мы вернулись во Владимир, где нам тут же захотелось осмотреть еще два известнейших памятника владимиро-суздальского зодчества – Успенский и Дмитриевский соборы. С этими соборами, на самом деле, получается такая странная история, что все их смотрят первым делом, ставят мысленно галочку и забывают о них надолго. То же самое, как оказалось, произошло и снами: у меня даже цифровых фотографий соборов нашлось очень мало, поскольку во все следующий приезды во Владимир после первого я сюда почти не подходила! В итоге получается, что за куда менее ценными памятниками мы едем на край света, а шедевры под боком, вид и дух которых почти забылся, остаются без внимания.
Сначала мы немало времени потратили на изучение резьбы Дмитриевского собора, выстроенного в 1194-1197 гг князем Всеволодом Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. Эта резьба очень романская по виду, что, в свою очередь, породило немало дискуссий на тему истоков белокаменного зодчества в Залесской Руси (недавно, например, эту тему обсуждали здесь). Теории происхождения выдвигались от булгарской до германской. Некоторые ученые заявляли о целых бродячих артелях иностранных строителей, которые ходили по всей ойкумене, предлагая свои услуги. Но как раз в отношении Дмитриевского собора Радзивиловская летопись неоднозначно заявляет о том, что он построен русскими мастерами: "Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил ее дивно иконами и письмом.
И монастырь создал, а в нем церковь каменную Рождества святой Богородицы и ее также исполнил всем исполнением, и покрыта была оловом от верху до закомар и притворов. И то чуду подобно. И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили
". Понятно, что традиция возникла во Владимирских землях не на пустом месте – то ли от западных европейцев ее переняли, то ли от византийцев. Но уже к началу 13 века на Руси вполне могли появиться свои зодчие, резчики и прочие мастера строительного дела.
На кассе в соборе (это сейчас часть Владимирского музея-заповедника) висел прейскурант, сообщавший о том, что для граждан государств Таможенного союза билет 100 руб., для остальных 150. Мы попросили два билета, дали 200 руб., на что получили ответ, что мы как граждане России права на льготный билет не имеем. «А кто имеет?» - спросили мы, слегка ошалев. – «Мы ж вроде тоже в Таможенном союзе». «Нифига,» - сказали нам, - «в Таможенном союзе киргизы, казахи, белорусы... Им билеты 100 руб. А вам – 150!» На законный вопрос кассирам, в своем ли они уме, был получен ответ типа: это не мы придумали, а начальство. После чего мы билеты покупать не стали уже из принципа (наверное, если бы раньше мы здесь не бывали внутри, наплевали бы на долбо...бизм музейщиков и пошли бы за любые деньги (все-таки фрески  XII века!), но в той ситуации вполне могли себе позволить не посетить собор в пятый раз). Честно говоря, я много раз слышала про маразмы владимиро-суздальского музея, да и сама пару раз с ними сталкивалась, но этот превзошел все наши самые смелые ожидания. Про этих дебилов, похоже, скоро легенды слагать начнут…


Резьба Дмитровского собора частично (некоторые специалисты говорят о 30%-40% новых вставок) восстановлена в ходе "реставрации" 1838-1839 гг, когда собору был возвращен "первобытный вид". Подробней о реставрации резьбы собора можно почитать здесь. Колонки и святые - это, скорее всего, XIX век, а вот камни под святыми - 1230-е гг.


Ну это всадники и фауна XII века.


Собор Дмитрия Солунского (1197 г) с разных фасадов.


Резьба собора покрывает стены сплошняком.


Рассматривать эти сюжеты можно долго.


резьба апсид собора.


Звери и птицы.


и снова они же.


... и неведомы зверушки...


Ну и люди тоже встречаются.


И здесь Давид-псалмопевец.


И тоже на всех фасадах.


Сюжеты резьбы очень разнообразны.


Святые и Дух святой.


Аркатурный пояс со святыми и различными сюжетами.


Крещение - это тоже, в основном, XIII в. Хотя сам центральный камень с крещением - вставка 1839 года.


Святые и ангелы.


Резьба портала, судя по всему, - это XII век.


орнаменты из зверушек.

Слава Богу, при посещении Успенского собора (вход тоже платный, но без маразматических льгот для граждан Таможенного союза) я была, наконец, вознаграждена: здесь удалось сфотографировать почти все более или менее освещенные фрески работы Андрея Рублева и Даниила Черного. О том, что фотосъемка запрещена, мне сообщила сотрудница музея, когда все уже было отснято. Но и то непонятно – фотографировала здесь не только я, но и другие посетители – замечаний особо никто никому не делал.
Успенский собор был построен в 1158 по велению великого князя Андрея Боголюбского, в 1186-1189 гг уже при князе Всеволоде Большое Гнездо был реконструирован (возведено еще одно кольцо стен после пожара 1185 года) – таким образом, более древний храм оказался как бы внутри более нового. В 1810 г к собору пристроили классицистическую колокольню, которая до сих пор  портит вид на храм доминирует со стороны главной улицы.

В Успенском соборе сохранился самый обширный фрагмент росписей начала XV века, который приписывают двум выдающимся мастерам того времени – Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Как-то эти фрески даже поделены по авторам: вот эти писал Даниил, а эти – Рублев. В галерее Всеволода сохранилось немножко росписей XII века. А вот иконостас здесь относится совсем к другой эпохе – барокко XVIII века.

Еще один древний памятник Владимира – Золотые ворота на ул. Московский проспект - построены в 1164 году при князе Андрее, также подвергался многочисленным перестройкам и дошел до нас не в первоначальном виде. Внутри тоже музей (где, в частности, можно увидеть диораму штурма города монголо-татарами в феврале 1238 года), но и здесь мы, понятное дело, бывали ранее.


Фрагмент фрески "Страшный суд" авторства Андрея Рублева и Дании Черного (нач. XV в).


Еще фрески XV в - замечательный трубящий ангел.


Здание присутственных мест (нач. XIX в) сейчас вмещает основную экспозицию Владимирского музея-заповедника.


Памятник Андрею Рублеву стоит у собора неспроста - здесь сохранилось несколько фрагментов фресок его авторства.


Успенский собор (1158, 1186-89 гг), трапезная и колокольня 1810 г.


Белокаменная резьба на Успенском соборе тоже есть, но ее все-таки здесь достаточно мало.


Страшный суд - фрески Андрея Рублева.


И снова Страшный суд - правденики в Раю.


Возможно, это княгиня со свитой.


Лица крупным планом.


Преображение Господне.


Страшный суд - 4 царства.


Страшный суд - адские муки (фрагмент).


Святые праотцы. Вроде бы эти фрагмент приписывают Даниилу. Здесь освещение очень плохое, так что даже моя мыльница, которая обычно неплохо справляется с недостатком света, здесь была бессильна.


Фрегмент из жития св. Николая (?)


Иконостас XVIII в установлен в кон.  XVIII в вместо древнего рублевского.


Сцена Благовещения с иконостаса.


Сразу после перестройки 1186-1189 гг его галерея была украшена фресками. Это сохранившиеся росписи конца XII века - их здесь реально очень мало.


Золотые ворота (1164 г). Круглые пилоны - это контрфосы, которые появились в XVIII в (а надвратная церковь - в 1810 г), когда срыли валы - и здание нужно было укрепить.

Date: 2020-02-04 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура (https://www.livejournal.com/category/arhitektura), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2020-02-04 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Я молодец

Date: 2020-02-05 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] sibeaster.livejournal.com
Великолепно!
Если не прочесть заголовок и пропустить текст, а глядеть только картинки, то я бы все увиденное отнес к апуло-романским соборам XI-XIII веков)))

Date: 2020-02-05 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Да, там есть в начале поста ссылка на пост в ЖЖ, где в комментах обсуждают, кто у кого и как спер заимствовал традицию.

Date: 2020-02-05 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
я, помнится, как раз возле успенского слышал от проходящей экскурсоводши замечательную историю, что львиные лапы успенского - это итальянское влияние: типа, мастера владимирские ездили в италию и там выучились
повеселил экскурсантов безудержным хохотом

Date: 2020-02-05 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sibeaster.livejournal.com
А что такого? Мастера резьбы вполне могли доехать туда, куда, например, бегал к папе жаловаться на братьев князь Изяслав Ярославич. Долго, конечно, но в конце концов Ломоносову тоже далеко до Москвы было переть с Холмогор

Date: 2020-02-05 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
сам-то изя(слав) только до польши добежал, в рим сына посылал
и бежал не с владимирщины
а уж в версию, что в домонгольское время зодчие ездили из владимира в италию учиться - это из области утопий
т.е. съесть-то он, понятно, съест, да кто ж ему даст...

Date: 2020-02-05 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Я-то больше к византийскому следу в этой резьбе склоняюсь. Оно вроде византийцы из плинфы строили, в основном. Но были у них и белокаменные постройки (просто их сохранилось гораздо меньше). Плюс много резных византийских камней в музеях - резьба вполне романская по виду

Date: 2020-02-05 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
мне кажется, тут важно понимать, что первично
скажем, мозаики в римских церквях так или иначе византийские
та же апулия была под византией
но резьба аналогичная византийская все-таки более ранняя
т.е. говорить о двух лучах из византии, в апулию и во владимир, все-таки не стоит
другой вопрос, что, например, очевидно влияние византии (через равенну и напрямую) на оттоновскую архитектуру германии и коммунальную архитектуру северной италии
а судя по летописям, мастеров во владимир прислал фридрих барбаросса - они могли быть как немцами, так и итальянцами: двойное преобразование от одного корня
но пока подтвердить это никто не может

Date: 2020-02-06 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Тут, скорее, соглашусь - влияние Византии могло быть и опосредованным. К тому же, мастеров присылали на постройку Успенского собора к князю Андрею. Что до Дмитровского собора, летопись однозначно говорит о русских строителях. Которые, в свою очередь, вполне могли в свое время учиться у пришлых мастеров, откуда бы они во Владимире не появились...

Date: 2020-02-05 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
про таможенный союз - это, конечно, шедевр
мне еще очень нравится табличка на входе в успенский, что до 13:00 вход паломнический, бесплатный (может, не во все дни, но она есть)
как говорится, enjoy

Date: 2020-02-05 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Да, было бы смешно, если б не было так грустно - там реально концентрация бреда растет с каждым новым турсезоном
Ну а насчёт билетов в Успенский - так и быть. Во время службы среди паломников зело неудобно фотографировать.

Date: 2020-02-05 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
там перед службой вполне хватает времени
но это на вкус и на цвет, понятное дело
кое-кому в "музейное" время зело группы не нравятся

а в княгинин не ходили? мне там очень страшный суд нравится

Date: 2020-02-06 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Ходили в Княгинин, но там как раз служба шла - не смогли фотографировать. Там это вообще реально сделать?

Date: 2020-02-06 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
бывает, когда совершенно пусто -фотографируй не хочу
но света нет вообще - т.е. даже в солнечный день
не придумал, как решать эту проблему, кроме как вспышкой

Date: 2020-02-06 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Ага, спасибо - т.е. возможность есть.

Date: 2020-02-06 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] j-j-j.livejournal.com
формально запрещено
но у нас в этом случае всегда тактика простая: один просит что-нибудь на стенде объяснить, второй фотографирует
а иногда, особенно летом, внутри и вообще никого нет

Date: 2020-02-07 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Славно, славно. А мне не дали отснять фрески. А полет Александра вы не засняли? У меня он нехорошо вышел

Date: 2020-02-07 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
О, значит повезло.
Это вы о фреске Успенского или о резьбе Дмитриевского собора? Вроде юы среди сюжетов резьбы такой был.

Date: 2020-02-07 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Александр на резьбе, я писала и показывала. Только не очень получился. От входа справа он.
Фрески не дали снимать :( совсем

Date: 2020-02-08 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
А, вы про рельеф Дмитриевского. Наверное, сняла, но раз тут не разместила, значит, тоже неважно получился. Поищу.
Вам в Дмитриевском не дали фрески фотографировать или в Успенском?

Date: 2020-02-08 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Фрески не дали в Успенском снять. А Александр на Дмитровском да. Это я так путанно написала :))

Date: 2020-02-08 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Понятно. А вы в Успенском по билетам были или попали на бесплатный вход? Ну или просто нам со смотрителями повезло - фотографировала там не только я.

Date: 2020-02-08 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
По билетам . Меня вообще часто за фото гнобят ...все спокойно фотографируют в Сан Марко в Венеции...а меня гоняли, все фотки с дичайшим трудом и с выговорами...а как за мной гнались в музее Академии через два зала за глубоколюбительскую фотку Беллини которого в интернете прудпруди...ох, видимо в этом смысле я выгляжу очень подозрительно. Если можно запретить снимать, то именно мне запретят и приставят служителя :))). Самое смешное, что чаще всего я все равно сниму :)))

Date: 2020-02-08 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Ничего себе! Сочувствую.
У вас, наверное, большой профессиональный фотоаппарат. Меня с моей мыльничкой редко одергивают.
Это сознательный выбор - ее легко носить и она почти незаметна даже в руках. Но приходится расплачиваться качеством фотографий.
Edited Date: 2020-02-08 08:26 pm (UTC)

Date: 2020-02-08 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Меня со всем гоняют ... и с мыльницей и с телефоном и большим... Почти без разницы, наверное чувствуют мое увлечение ;)

Date: 2020-02-09 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Замечают подозрительный нездоровый блеск в глазах :))

Date: 2020-02-09 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Это не тот самый Александр Македонский, случаем?

Date: 2020-02-09 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
О, он самый , родимый. На грифонах. И спасибо.

Date: 2020-02-12 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] matvejchuk.livejournal.com
Очень красиво и интересно, спасибо!

Date: 2020-02-12 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Не за что )

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18 19202122 2324
25 262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 2nd, 2026 12:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios