kuba: (Default)
[personal profile] kuba
Из Панджарлыка мы вышли на дорогу неподалеку от Юргюпа, где вскорости поймали долмуш до Мустафапаши.
Мустафапаша до 1923 года назывался Синасос и был заселен почти на 100% греками, которые занимались рыбным промыслом (рядом есть озера, богатые рыбой). После разразившейся в начале 1920-х годов Малоазийской катастрофы и обмена населением между Турцией и Грецией, греков отсюда выселили, а на их место заселили турок, переселенных из греческой провинции Фракия. Новым жителям рыбный промысел не пришелся по душе, потому вскорости городок захирел. К сожалению, здесь и сейчас много заброшенных старых некогда великолепных особняков, хотя некоторые из них все же отреставрированы и используются под гостиницы, кафе, культурные учреждения и т.п. И, тем не менее, пожалуй, нигде более в Каппадокии мы так сильно не ощутили ту человеческую трагедию, что разыгралась здесь почти 100 лет назад.


Мустафапаша. Греческий особняк кон. XIX в. Этот хотя бы используется.


И его детали.


Аркада дома поближе.


Но много и брошенных домов.


Эти пещерные помещения ранее, по-видимому, тоже использовались Сейчас пустуют.


Сложный рельеф города.


Центр Мустафапаши: слева - университет (здание медресе Мехмет Шекир Паши - XIX в),


справа - мечеть Кебир Джами (1601 г).


Резной портал и двери мечети (говорят, эти колонны по бокам качаютс). Калитка ограды.


Это еще один греческий особняк.


В этом чудесном особняке XIX в сейчас гостиница.


А это целая усадьба.


На одной из улиц сохранилось несколько домов кон. XIX в.


Каменные рельефы особняков.


Самый красивый греческий особняк Мустафапаши.


И еще резьба.


Один из самых красивых старинных особняков города.


Вид на город от долины Монастырей.


Вид на город Мустафапаша из долины Монастырей.

Мустафапаша интересен и сам по себе (мы немного погуляли по его улицам, зашли в церковь Константина и Елены 1850 г постройки), и окрестными долинами. Мы сначала отправились в Монастырскую долину, где последовательно осмотрели церковь св. Мтефана, церковь Иоанна Крестителя, монастырь св. Николая, церкви св. Варвары, св. Николая, св. Саввы и т.д.


Скалы монастырской долины разноцветные. В на ее территории огороды местных жителей.


Церковь св. Стефана.


Фресок в ней нет, есть скромные геометрические росписи и рельефы.


Монастырь св. Николая (VIII-IX вв, реконструкция 1870-х гг).


Верхние помещения монастыря св. Николая.


Наверное, какого-то хозяйственного назначения.


Интерьер церкви св. Николая - реконструкция XIX в.


Росписи купола почернели.


Еще одна постройка монастыря.


Долина монастырей Мустафапаша отличается многообразием красок.


Церковь Синасос


Интерьер церкви Синасос - век XVIII-XIX, наверное.


Церковь Иоанна Крестителя.


Церковь св. Барбары.


И еще какие-то помещения Монастырской долины.

Потом попытались отыскать церковь св. Василия, что в долине Гомеда. Но задача получилась нетривиальной – оказалось, что в окрестностях Мустафапаши две церкви св. Василия чуть ли не две долины Гомеда! Мы после некоторых поисков отыскали ту из них, что ближе к городу. Здесь церковь св. Василия расположена довольно высоко от дна ущелья. Она обычно была закрыта, но сейчас ее росписи (не древние – всего лишь нач. XX в) можно рассмотреть снизу. Ну а подняться к ней уже невозможно - дело в том, что несколько лет назад здесь случился обширный обвал, и внешняя стена храма просто исчезла. Пожалуй, этот отвалившийся огромный кусок скалы впечатляет даже больше любой церкви – здесь воочию можно видеть, что разговоры о продолжающемся разрушении скал Каппадокии – не пустой звук.


Фасад церкви св. Елены (1850 г).


На фасаде есть также каменные рельефы.


Фасад церкви св. Елены богато расписан.


Интерьер церкви св. Елены XIX в сохранился плохо.


Центральная площадь Мустафапаша весьма симпатична.


В этом греческом особняке сейчас библиотека.


Входим в долину Гомеда.


Отвесные стены долины Гомеда.


Здесь тоже есть какие-то скальные храмы.


Несмотря на близость города, места здесь диковатые.


Наверное, потому что туристов сюда сейчас водят мало. Главная местная достопримечательность - церковь св. Василия (VIII в) недавно обвалилась.


Если честно, зрелище впечатляющее - огромные отвалившиеся валуны.


Раньше от нее приходилось искать ключ, чтобы осмотреть фрески нач. ХХ в. Теперь их видно просто так.

К сожалению, на поиски второй долины с другой церковью св. Василия, сохранившей росписи иконоборческого периода, времени у нас уже не было, так что мы поспешили вернуться на автостанцию и занять места в долмуше до Гёреме, рассказ об окрестностях которого на этом закончен.

Date: 2019-06-03 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya).

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ

Date: 2019-06-04 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Нормально :)

Date: 2019-06-04 01:00 am (UTC)
From: [identity profile] matvejchuk.livejournal.com
Спасибо, интересно! Мда, отвалившаяся скала удручает.

Date: 2019-06-04 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Это, как ни прискорбно, объективный процесс - силы природы создали Каппадокию, они же ее и разрушают.
Edited Date: 2019-06-04 08:03 am (UTC)

Date: 2019-06-04 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Вы довольно долго ездили по Каппадоки? Дней 10? Да, там везде очень ... странно.

Date: 2019-06-04 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Да, у нас вся эта поездка была, в основном, по Каппадокии. 11 дней минус день прилёта и отлёта и минус день на Конью. Итого чистых 8 дней - и то успели до обидного мало. Вывод: путешествуя там, "места знать надо" - а для этого нужна либо очень тщательная подготовка, либо толковый гид.

Date: 2019-06-04 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да, все верно. Гид с машиной.

Date: 2019-06-04 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Там еще есть какие-то централизованные туры по Каппадокии - зеленый, синий, красный. Там вроде программа повыше средней, но мы не пробовали.

Date: 2019-06-04 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] sibeaster.livejournal.com
Я, хоть и был в Каппадокии туристом организованным, тоже испытал чувство горечи от Малоазийской катастрофы. Все показанные нам города и монастыри были живыми и заселенными греками всего-то 100 лет назад...Представить, что по воле далеких чужих дядей тебе нужно собрать барахлишко и уехать из родного дома на чужбину навсегда - это ужасно.

Date: 2019-06-04 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Если проецировать на себя, то, конечно, в голове не укладывается. Хотя и в наше время такой фигни хватает - когда по воле каких-то важных дядь, играющих а большие игры, рушатся судьбы десятков тысяч и миллионов людей.

Date: 2019-06-04 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] sibeaster.livejournal.com
Моего покойного деда с семьей точно так принудительно перевезли в 1944м из польской Холмщины в советскую Запорожскую область. Всю скотину отняли, вместо нее дали сертификаты, по которым на месте должны были на месте выдать новую скотинку. Ничего не дали, разумеется. На месте подселили в полуразрушенную мазанку к местной семье, а за год работы в колхозе расплатились...парой мешков урюка.

Деду удалось сбежать, а потом и семью перевезти из Запорожья в Ровно - там хотя бы удалось нормально работать и жить. А в 1950м (примерно) он за бесценок купил дом у бывшего польского офицера, которого так же добровольно-принудительно переселяли в Польшу.

Так что таких принудительных переселений в 20 веке было очень много, и о них не принято говорить: вроде бы "хотели, как лучше, а получилось..."

Date: 2019-06-04 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
И в 20 веке было, и сейчас хватает. Лично знала человека, который вынужден был с семьей переселиться из Узбекистана - а сколько их таких. И конца и края этому не видно.

Но в обмене населением после Малоазийской катастрофе, конечно, впечатляет какая-то немилосердная тотальность - там ведь реально за несколько лет под корень всех греков вывели с территорий, где они тысячелетиями жили.

Date: 2019-06-04 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] taras-palkov.livejournal.com
Я так и думал: трудно там ориентироваться. А вообще фото вызывают и грусть и радость... Попеременно. Спасибо!

P.S. Я что-то не понял с "выпыливанием" фотографий. Разве такое возможно? Вот я к примеру, копирую свою заглавную фотографию в посте и вставляю в фб. И все нормально :).

Date: 2019-06-04 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Ну какова жизнь, таковы и фото. Хотя я тот еще фотограф :)

А посмотрите мой пост про Зрзе (https://kuba.livejournal.com/379556.html) - реально я уже несколько раз там эти две фотки вставляла, а они все равно потом исчезают :(

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18 19202122 2324
25 262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 4th, 2026 03:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios