Nov. 7th, 2025

kuba: (Default)
До сих пор я писала, в основном, о буддистском колорите Бурятии, который связан с ее самым многочисленным коренным народом - бурятами. Но и в истории русских переселенцев здесь найдется немало увлекательных страниц. Одна из самых ярких из них связана с общиной старообрядцев-семейских, переселеившихся в Забайкалье в 1760-х гг по причине очередного "выгона" их с Ветки - местности, расположенной на территории современной Гомельской области Белоруссии. В кон. XVII в, когда эти земли входили еще в состав Речи Посполитой, старообрядцы бежали туда от гонений на родине. Более-менее спокойно прожив на Ветке около 80 лет, они вновь оказались в юрисдикции Российского государства после первого раздела Польши. В ходе "выгона" старообрядцам было сделано предложение, от которого они вряд ли могли отказаться, - переселиться в далекое Забайкалье, где в качестве компенсации за доставленные неудобства им выделили такие земельные наделы, которые их семьи только могли обработать. В частности, земли долины реки Кайтунка, которые оказались настолько плодородны, что даже в суровом резкоконтинентальном климате семейские, благодаря упорству и трудолюбию, добивались на них богатых урожаев зерновых культур и овощей. На удивление, даже бурную советскую эпоху семейские умудрились пережить, несмотря на то, что в коллективизацию многие зажиточные крестьянские семьи (а их здесь было немало) были раскулачены.

Сегодня из Улан-Удэ в течение одного дня вполне возможно посмотреть несколько старинных сел, где до сих пор семейские проживают компактно. Единственное - для этого понадобится автомобиль, так как без него быстро вы здесь передвигаться не сможете.
Мы же первым делом отправились в райцентр Тарбагатай, где в здании бывшего школьного спортзала местный житель организовал музей, посвященный быту, традициям и культуре семейских. Дело продолжает его сын Александр, с которым мы и договорились об экскурсии. Музей оказался совершенно потрясающим: удивительно, как двум энтузиастам удалось собрать настолько богатую коллекцию предметов традиционного быта, одежды, старопечатных книг, икон и даже археологических находок. Впрочем, собирали они коллекцию фактически среди своих, а хозяйственные крестьянские семьи, хранящие традиционный уклад, имеют полезную привычку ничего не выбрасывать (см. музеи Русского Севера - Каргополя, например). Вот и получается в небольшом сельском музее коллекция ценнее и богаче, чем во многих государственных музеях.
Экскурсия длится чуть более часа и помимо музея включает также посещение местного храма. Он, правда, новодельный и интересен больше наличием старых икон и книг, привезенных еще с Ветки (своих типографии и иконописной мастерской в Забайкалье у старообрядцев не было - пользовались тем, что удалось привезти с собой). Из старых храмов семейских сохранилась только Никольская церковь, перенесенная нынче в этнографический музей народов Забайкалья - в долине же реки Кайтунки, где мы путешествовали в этот день, есть только новоделы или приспособленные под храмы избы.

По пути в Тарбагатай у дороги встретился живописный скальник - гора Омулевая, на самую вершину которой мы взбираться не стали. Но красивый вид на Селенгу открывается даже не с самых высоких точек горы.

Тарбагатай и его музей )
Сам Тарбагатай интересен туристам разве что музеем: традиционных домов здесь почти не сохранилось (разве что дом самого Александра, который также и ворота музея восстановил). Мы сначала планировали рвануть в Десятниково, которое нарядку с Тарбагатаем входит в список самых красивых деревень Росиии, но Александр отсоветовал, сказав что там почти нечего смотреть, так как жители чрезмерно увлекаются сайдингом и перестройками (за что их трудно осуждать, но...). А вот другое село из того же списка - Большой Куналей - горячо рекомендовал, и мы последовали его совету.
Большой Куналей оказался самым сильным впечатлением этого дня: такого колорита мы найти не ожидали. Здесь не только много старых домов, но и в некотором значимом количестве сохранились резные и расписные ворота - не такие роскошные, как мы видели в Верхней Березовке, но тоже красивые и, что особенно ценно, на своем месте. Особенно хороша усадьба, принадлежавшая создателю и руководителю народного хора семейских Александру Рыжакову.

Улица села Большой Куналей

Большой Куалей )
Покинув Куналей, заехали еще в пару сел в долине реки Кайтунка, которые советовал Александр: Надеино и Кайтун. Им далеко до Большого Куналея с точки зрения цельности исторической застройки, но интересные дома в заметном количестве сохранились и здесь. В любом случае, все эти села поражают многолюдностью, общей ухоженностью и какой-то закрытостью и отгороженностью от внешнего мира (мы, например, не встретили на их улицах ни одного бурята). Живут ли здесь сейчас русские не из семейских, я не знаю, но у нас возникло стойкое ощущение, что чужие здесь не ходят.

Недалеко от Надеино прямо у дороги виден впечатляющих размеров скальник, называемой гора Павлова. Доехать на автомобиле можно почти до самой вершины по хорошо накатанной дороге. Оказалось, что это популярная достопримечательность Бурятии, куда люди приезжают полазить по скалам, заглянуть в пещеры, насладиться видами на окрестные долины. Есть версия, что в этих пещерах обитали древние люди: на их стенах до сих пор видны написанные охрой петроглифы (мы нашли лишь один).
На этом наша поездка по селам семейских была окончена, и мы вернулись по Спиртзаводскому тракту обратно в Улан-Удэ - столицу Бурятии, рассказом о которой я и закончу в ближайшее время сагу о нашем Большом Байкальском путешествии.

Традиционные ворота усадьбы в селе Кайтун.

По долине Кайтунки )

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18 19202122 2324
25 262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 2nd, 2026 09:29 am
Powered by Dreamwidth Studios