Небольшая Псковская область вновь стала целью нашего короткого путешествия в июне месяце ушедшего года. Основные достопримечательности этого богатейшего на интересные места региона мы осматривали не единожды. В этот раз решено было сосредоточиться на редких и малоизвестных памятниках западной и северной части области. Да и сам Псков грех было обойти вниманием, но обо всем по порядку.
Переночевав во Ржеве, мы отправились прямиком на запад. По пути заехали в деревню Маслово Опочецкого района, где на берегу речки Черницы стоит водяная мельница 1890-х гг постройки. К ней под той же крышей пристроен второй сруб - дом, где жил с семьей сам мельник-старообрядец Епифан Виноградов (Воробьев). Вокруг прослеживаются остатки дамбы, моста и отводного канала. Пишут, что внутри мельницы сохранился уникальный турбинный механизм, но дверь была закрыта. Вообще, мельница сейчас законсервирована, идет процесс сбора денег на реставрацию.
Далее на нашем пути к латвийской границе лежал Красногородский район, где мы, похоже, никогда ранее не бывали. Внимание наше в поселке Красногородск привлек один, но крайне нетривиальный объект - деревянная церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1806 г (или 1808 г) на средства прихожан. Колокольня также обшита деревом, но это новодел - старая не уцелела. Внутрь нам попасть не удалось, так что не могу сказать, закрывался ли храм в советское время.
Еще один интересный деревянный храм - Рождества Пресвятой Богородицы - стоит в глуховатом селе Коровск Пыталовского района. Возведенный в 1760 г, в наши дни он является памятником федерального значения. В этой связи совершенно непонятно, кто позволил зашить эту редкую церковь в сайдинг(!). Есть информация, что внутри сохранились остатки интерьера, но совершенно непонятно, как попадать внутрь. На кладбище среди новых могил можно найти пару древних каменных крестов, характерных для северо-запада России.
Территория Пыталовского района с 1920 по 1939 год находилась в составе независимой Латвии, потому здесь встречаются столь нехарактерные для других российских регионов явления, как незакрывавшиеся и даже построенные в нуля в довоенный период церкви. Вглубине леса, где находится старая часть кладбища Коровска, прячется бетонная часовня Владимира Равноапостольного 1930 г постройки. Сама по себе она скромна и даже аскетична. Внутри же находятся красочные масляные росписи, выполненные в стиле 1930-х гг по деревянной обшивке, - но судить о времени их создания я не возьмусь.
Красногородск. Никольский храм (1806-1808 гг) - прекрасный образец деревянного барокко с непропорционально большой трапезной.

Водяная мельница 1890-х гг постройки в Маслово Опочецкого района.


Старый амбар с Маслово.

Красногородск Церковь Николая Чудотворца (1806-1808 гг). Колокольня и ограда новые.

Никольская церковь в Красногородске со стороны апсиды,

Крыльцо и почти барочного вида купол церкви.

Псковские грейдера даже в глуши отличаются хорошим качеством. Тлетворное влияние соседних государств.

Коровск. Церковь Рождества Богородицы, выстроенная в 1760 и в наши дни варварски зашитая в сайдинг.

Богородицерождественская церковь со стороны апсиды.

Кладбище Коровска со старыми могилами и каменными крестами.

И еще каменный крест с какими-то знаками.

Пейзаж вокруг Коровска.

Сама церковь стоит на небольшом холме. Могила священника Ратьковского латвийского времени (1931 г) в старой части кладбища в Коровске.

Часовня Владимира Равноапостольного на старом кладбище (1930 г). Главка шатра часовни.

Внутри часовни находятся яркие масляные росписи с изображением апостолов, ангелов и серафимов...


Святой Дух и Распятие. Вот эти росписи совсем не похожи на новые...


Тайная вечеря.

Евангелисты Лука и Матфей,...

...а также Иоанн и Маркю

Орнамент росписей. Здесь видно, что выполнены они по деревянной обшивке.

Коровск. Росписи шатра часовни Равноапостольного князя Владимира. Хочется думать, что это 1930-е гг, но полной уверенности в этом у меня нет.

Поселение Пыталово на месте современного одноименного города известно с кон. XVIII в. Тогда оно входило в состав Островского уезда Псковской губернии и находилось на другом берегу реки Утроя - от выстроенного в 1863 г железнодорожного полустанка (с 1881 года - полноценной станции). В 1904 г деревянное здание станции было заменено на красивое каменное, относящееся к модному тогда стилю модерн. По окончании Гражданской войны в 1920 г по Рижскому мирному договору эти земли с центром в Пыталово оказались в составе Латвийской республики. В 1925 году поселок назвали Яунлатгале (в переводе Новая Латгалия), а в 1938 г переименовали в Абрене. Несмотря на весьма пестрый национальный состав, и в эти годы русские здесь составляли чуть более половины населения. На средства местной православной общины в 1929-1932 гг по проекту синодального архитектора Православной церкви Латвии Владимира Шервинского была выстроена церковь Николая Чудотворца, стилизованный под деревянные храмы Русского Севера. После добровольно-принудительного возвращения Новой Латгалии в родную гавань в 1944 году (и ее последующей передачи в состав Псковской области РСФСР), церковь, к счастью, не разрушили и даже не закрыли - она до сих пор является украшением города.
На улицах Пыталово (Каупужа, Красноармейской, Пушкинской, Псковской) до сих пор можно найти характерные дома латвийского периода - деревянные и каменные. В здании лютеранской кирхи сейчас работает музей, который мы, к сожалению, застали закрытым.
В последние десятилетия репутация Пыталова была неважной: его экономика сильно пострадала в 1990-е гг и оставляет желать лучшего по сей день. Как результат - серьезная депопуляция. Тем не менее, солнечным летним днем Пыталово выглядело безлюдным, но чистым и ухоженным городком - и произвело на нас не самое плохое впечатление. Даже территориальный спор с Латвией по поводу т.н. Новой Латгалии был закрыт еще в 2007 году, хотя вряд ли кто-то в наши дни может быть уверен в нерушимости границ...
В нескольких километрах от Пыталово находится куда более древнее село Вышгородок, известное с 1427 года тем, что уже тогда здесь стоял храм Бориса и Глеба. В 1474 году село оказалось на границе Псковской республики и земель Ливонского ордена. В это время (1476-1478 гг) на холме появилось деревянное укрепление. Оно оставалось приграничным вплоть до начала XVIII века. Именно Вышгородок до кон. XIX года был местным волостным центром. Стоит ли говорить, что храм Бориса и Глеба неоднократно разрушался и далеко не каждый раз восстанавливался. Существующее здание церкви выстроено в 1891 году в стиле эклектики на месте древнего погоста. Учитывая, что до 1944 года здесь также была Латвия (село тогда называлось Аугшпилс), неудивительно, что интереьер церкви весьма неплохо сохранился (правда, сейчас иконостас забран в строительные леса).
В 1929-1932 гг по проекту архитектора Владимира Шервинского в Пыталово (входившем тогда в состав независимой Латвии под именем Яунлатгале) была выстроена церковь Николая Чудотворца, отвечающая традициям русского северного деревянного зодчества.

Никольский храм в Пыталово со стороны апсиды. Шатер церковной колокольни.

Лютеранская кирха св. Михаила в советские годы была переделана в музей. Она также яно выстроена в 1920-1930-е гг. Музей, кстати, почему-то называется "Дружбы народов". Но внутрь мы все равно не попали.

На фасаде музея советская мозаика прославляет приход советской власти в Латвию...

Здесь напрашивается надпись: "Ура, нас ждет бесплатное путешествие в Сибирь!"

Новое здание ж/д вокзала (1904 г)...

...это вполне качественный, хоть и неброский модерн.

Еще одна историческая вокзальная постройка - это нечетко сфотографированное здание явно относится к кон. XIX в.

Магазин стройматериалов на привокзальной площади выстроен в стиле конструктивизм и выглядит очень по-советски (как строили в СССР в 1920-1930-х годах).

...что означает эмблема СЦ на его фасаде, выяснить не удалось (как и историю самого здания) - вообще, по гражданской архитектуре Пыталово информации в сети очень мало (тот же wikivoyage практически пуст, что с ним бывает нечасто).

Это довоенный (латвийского времени) дом на ул. Евгения Каупужа (латгальского коммуниста).

Он же со стороны фасада.

Деревянный дом латвийского периода с мезонином на Красноармейской улице, которая наилучшим образом сохранила застройку этого времени.

Еще один деревянный дом тех же лет.

Идем дальше по Красноармейской. Самый нарядный в Пыталово дом купца Ильина с характерной особенностью - скошенным углом. Видимо, также выстроен при Латвии.

Храм Вышгородка виден издалека - он стоит на месте древнего погоста и приграничного укрепления (фото 2018 года).

Дошедшая до нас Борисоглебская церковь выстроена в 1891 г на средства местного помещика.

Вышгородок. Ворота церкви Бориса и Глеба (1891 г)

Сфотографировать Борисоглебскую церковь вблизи из-за густых зарослей крайне проблематично. Вокруг традиционно находится сельское кладбище.

Иконостас Борисоглебской церкви весьма хорош, но, к сожалению, скрыт заа густыми лесами. Это тоже эклектика 1890-х гг.

Киоты с иконами.

Царские врата и их клейма с Благовещением и евангелистами.

Скрижали завета, венчающие иконостас.

Переночевав во Ржеве, мы отправились прямиком на запад. По пути заехали в деревню Маслово Опочецкого района, где на берегу речки Черницы стоит водяная мельница 1890-х гг постройки. К ней под той же крышей пристроен второй сруб - дом, где жил с семьей сам мельник-старообрядец Епифан Виноградов (Воробьев). Вокруг прослеживаются остатки дамбы, моста и отводного канала. Пишут, что внутри мельницы сохранился уникальный турбинный механизм, но дверь была закрыта. Вообще, мельница сейчас законсервирована, идет процесс сбора денег на реставрацию.
Далее на нашем пути к латвийской границе лежал Красногородский район, где мы, похоже, никогда ранее не бывали. Внимание наше в поселке Красногородск привлек один, но крайне нетривиальный объект - деревянная церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1806 г (или 1808 г) на средства прихожан. Колокольня также обшита деревом, но это новодел - старая не уцелела. Внутрь нам попасть не удалось, так что не могу сказать, закрывался ли храм в советское время.
Еще один интересный деревянный храм - Рождества Пресвятой Богородицы - стоит в глуховатом селе Коровск Пыталовского района. Возведенный в 1760 г, в наши дни он является памятником федерального значения. В этой связи совершенно непонятно, кто позволил зашить эту редкую церковь в сайдинг(!). Есть информация, что внутри сохранились остатки интерьера, но совершенно непонятно, как попадать внутрь. На кладбище среди новых могил можно найти пару древних каменных крестов, характерных для северо-запада России.
Территория Пыталовского района с 1920 по 1939 год находилась в составе независимой Латвии, потому здесь встречаются столь нехарактерные для других российских регионов явления, как незакрывавшиеся и даже построенные в нуля в довоенный период церкви. Вглубине леса, где находится старая часть кладбища Коровска, прячется бетонная часовня Владимира Равноапостольного 1930 г постройки. Сама по себе она скромна и даже аскетична. Внутри же находятся красочные масляные росписи, выполненные в стиле 1930-х гг по деревянной обшивке, - но судить о времени их создания я не возьмусь.
Красногородск. Никольский храм (1806-1808 гг) - прекрасный образец деревянного барокко с непропорционально большой трапезной.
Водяная мельница 1890-х гг постройки в Маслово Опочецкого района.
Живописная речка Черница.
Старый амбар с Маслово.
Красногородск Церковь Николая Чудотворца (1806-1808 гг). Колокольня и ограда новые.
Никольская церковь в Красногородске со стороны апсиды,
Крыльцо и почти барочного вида купол церкви.
Псковские грейдера даже в глуши отличаются хорошим качеством. Тлетворное влияние соседних государств.
Коровск. Церковь Рождества Богородицы, выстроенная в 1760 и в наши дни варварски зашитая в сайдинг.
Богородицерождественская церковь со стороны апсиды.
Кладбище Коровска со старыми могилами и каменными крестами.
И еще каменный крест с какими-то знаками.
Пейзаж вокруг Коровска.
Сама церковь стоит на небольшом холме. Могила священника Ратьковского латвийского времени (1931 г) в старой части кладбища в Коровске.
Часовня Владимира Равноапостольного на старом кладбище (1930 г). Главка шатра часовни.
Внутри часовни находятся яркие масляные росписи с изображением апостолов, ангелов и серафимов...
Святой Дух и Распятие. Вот эти росписи совсем не похожи на новые...
Тайная вечеря.
Евангелисты Лука и Матфей,...
...а также Иоанн и Маркю
Орнамент росписей. Здесь видно, что выполнены они по деревянной обшивке.
Коровск. Росписи шатра часовни Равноапостольного князя Владимира. Хочется думать, что это 1930-е гг, но полной уверенности в этом у меня нет.
Поселение Пыталово на месте современного одноименного города известно с кон. XVIII в. Тогда оно входило в состав Островского уезда Псковской губернии и находилось на другом берегу реки Утроя - от выстроенного в 1863 г железнодорожного полустанка (с 1881 года - полноценной станции). В 1904 г деревянное здание станции было заменено на красивое каменное, относящееся к модному тогда стилю модерн. По окончании Гражданской войны в 1920 г по Рижскому мирному договору эти земли с центром в Пыталово оказались в составе Латвийской республики. В 1925 году поселок назвали Яунлатгале (в переводе Новая Латгалия), а в 1938 г переименовали в Абрене. Несмотря на весьма пестрый национальный состав, и в эти годы русские здесь составляли чуть более половины населения. На средства местной православной общины в 1929-1932 гг по проекту синодального архитектора Православной церкви Латвии Владимира Шервинского была выстроена церковь Николая Чудотворца, стилизованный под деревянные храмы Русского Севера. После добровольно-принудительного возвращения Новой Латгалии в родную гавань в 1944 году (и ее последующей передачи в состав Псковской области РСФСР), церковь, к счастью, не разрушили и даже не закрыли - она до сих пор является украшением города.
На улицах Пыталово (Каупужа, Красноармейской, Пушкинской, Псковской) до сих пор можно найти характерные дома латвийского периода - деревянные и каменные. В здании лютеранской кирхи сейчас работает музей, который мы, к сожалению, застали закрытым.
В последние десятилетия репутация Пыталова была неважной: его экономика сильно пострадала в 1990-е гг и оставляет желать лучшего по сей день. Как результат - серьезная депопуляция. Тем не менее, солнечным летним днем Пыталово выглядело безлюдным, но чистым и ухоженным городком - и произвело на нас не самое плохое впечатление. Даже территориальный спор с Латвией по поводу т.н. Новой Латгалии был закрыт еще в 2007 году, хотя вряд ли кто-то в наши дни может быть уверен в нерушимости границ...
В нескольких километрах от Пыталово находится куда более древнее село Вышгородок, известное с 1427 года тем, что уже тогда здесь стоял храм Бориса и Глеба. В 1474 году село оказалось на границе Псковской республики и земель Ливонского ордена. В это время (1476-1478 гг) на холме появилось деревянное укрепление. Оно оставалось приграничным вплоть до начала XVIII века. Именно Вышгородок до кон. XIX года был местным волостным центром. Стоит ли говорить, что храм Бориса и Глеба неоднократно разрушался и далеко не каждый раз восстанавливался. Существующее здание церкви выстроено в 1891 году в стиле эклектики на месте древнего погоста. Учитывая, что до 1944 года здесь также была Латвия (село тогда называлось Аугшпилс), неудивительно, что интереьер церкви весьма неплохо сохранился (правда, сейчас иконостас забран в строительные леса).
В 1929-1932 гг по проекту архитектора Владимира Шервинского в Пыталово (входившем тогда в состав независимой Латвии под именем Яунлатгале) была выстроена церковь Николая Чудотворца, отвечающая традициям русского северного деревянного зодчества.
Никольский храм в Пыталово со стороны апсиды. Шатер церковной колокольни.
Лютеранская кирха св. Михаила в советские годы была переделана в музей. Она также яно выстроена в 1920-1930-е гг. Музей, кстати, почему-то называется "Дружбы народов". Но внутрь мы все равно не попали.
На фасаде музея советская мозаика прославляет приход советской власти в Латвию...
Здесь напрашивается надпись: "Ура, нас ждет бесплатное путешествие в Сибирь!"
Новое здание ж/д вокзала (1904 г)...
...это вполне качественный, хоть и неброский модерн.
Еще одна историческая вокзальная постройка - это нечетко сфотографированное здание явно относится к кон. XIX в.
Магазин стройматериалов на привокзальной площади выстроен в стиле конструктивизм и выглядит очень по-советски (как строили в СССР в 1920-1930-х годах).
...что означает эмблема СЦ на его фасаде, выяснить не удалось (как и историю самого здания) - вообще, по гражданской архитектуре Пыталово информации в сети очень мало (тот же wikivoyage практически пуст, что с ним бывает нечасто).
Это довоенный (латвийского времени) дом на ул. Евгения Каупужа (латгальского коммуниста).
Он же со стороны фасада.
Деревянный дом латвийского периода с мезонином на Красноармейской улице, которая наилучшим образом сохранила застройку этого времени.
Еще один деревянный дом тех же лет.
Идем дальше по Красноармейской. Самый нарядный в Пыталово дом купца Ильина с характерной особенностью - скошенным углом. Видимо, также выстроен при Латвии.
Храм Вышгородка виден издалека - он стоит на месте древнего погоста и приграничного укрепления (фото 2018 года).
Дошедшая до нас Борисоглебская церковь выстроена в 1891 г на средства местного помещика.
Вышгородок. Ворота церкви Бориса и Глеба (1891 г)
Сфотографировать Борисоглебскую церковь вблизи из-за густых зарослей крайне проблематично. Вокруг традиционно находится сельское кладбище.
Иконостас Борисоглебской церкви весьма хорош, но, к сожалению, скрыт заа густыми лесами. Это тоже эклектика 1890-х гг.
Киоты с иконами.
Царские врата и их клейма с Благовещением и евангелистами.
Скрижали завета, венчающие иконостас.