Одно из объявленных значимым исторических событий, имевших место на территории Калужской области, - стояние на Угре, случившееся в 1480 г. О его реальном значении и смысле мне бы здесь рассуждать не хотелось, уже по той причине, что вряд ли связанное с ним восстановление государственного суверенитета России (ну или Московского царства, если точнее) произошло одномоментно. Тем не менее, человеческий мозг устроен так, что длительные исторические процессы нужно обязательно связать с каким-то конкретным событием – иногда оправданно, иногда не очень.
Калужане, однако, стоянию на Угре придают немалое значение: например, на центральной площади Калуги увековечен в металле отнюдь не Ленин, а Иван III (даже не знаю, есть ли где-то еще в России памятник этому правителю). Само место стояния находится недалеко от областного центра и отмечено Владимирским скитом Калужской Свято-Тихоновой пустыни 2008 г постройки. На его территории устроена соответствующая диорама, которую можно посетить за немалые деньги. Мы решили этого не делать, а вместо этого вышли на красивый высокий берег Угры, прогулялись по нему и даже нашли там памятный крест на месте русского стана :)
Река в месте стояния на Угре делает изгиб.
Одна из самых известных усадеб Калужской области – Полотняный завод – непосредственно связана с именем «нашего всего» Александра Сергеевича Пушкина. В 1718 г на этом месте на берегу реки Шаня калужским купцом Филатовым-Карамышевым был построен завод по производству парусины. Позже он совместно с прапрадедом будущей супруги АСП Афанасием Абрамовичем Гончаровым и купцом Г. Щепочкиным открыл бумажное производство. Предприятия успешно росли и развивались – а бумажная фабрика (не поверите) работает до сих пор – прямо бок о бок с музеем!
А вот благосостояние семьи Гончаровых такой стабильностью не отличалось: уже внук Афанасия Абрамовича Афанасий Николаевич (дед Натальи Николаевны) промотал большую часть нажитых его предком средств, превратив наследство в 6 миллионов рублей в долги на 1,5 миллиона! Именно благодаря ему (не зря злоязыкий АСП называл его «дедушка-свинья») и невеста Пушкина, и ее сестра оказались бесприданницами. Ну хоть потомственное дворянство им досталось - и то дело (Афанасий Абрамович происходил из калужских мещан).
В Полотняный завод АСП приезжал дважды: в мае 1830 г (перед женитьбой для решения вопросов, связанных с приданым Натальи Николаевны) и в 1834 г. Сильный удар усадьба получила в годы ВОВ, когда главный дом со всем содержимым сгорел. Устояли только стены – так что после войны его пришлось долго восстанавливать (начиная с 1970 г). Музей открылся здесь только в 1999 г.
Тем не менее, усадьба оставляет вполне благоприятное впечатление: ухоженный большой парк, красивые усадебные ворота, Спасо-Преображенская церковь (новодел 1993 года - оригинальный храм был разрушен в советское время) с восстановленным некрополем Гончаровых (который тоже был разорен в 1919 году - большевики почему-то особенно любили разорять захоронения).
( Полотняный завод Гончаровых )
Где-то в километре от главного дома усадьбы находится еще один – особняк Г. Щепочкина, выстроенный во II пол. XVIII в. В отличие от дома Гончаровых, это здание уцелело в войну. Здесь долгое время работала школа поселка. В 2007 г ее перевели в другое здание, а дом Щепочкина передали музею. В 2017 году его открыли для посещения, хотя никакой особой реставрации внутри не проводилось. Может, оно и к лучшему: сейчас помимо убогих школьных интерьеров советского времени внутри можно увидеть в оригинальном виде потолочные росписи XVIII века, паркет и лепнину!
Закончили посещение усадьбы прогулкой по парку, где тоже есть несколько знаковых мест, связанных с именем АСП. Среди них несколько старых деревьев, помнящих поэта.
( Дом Щепочкина и парк )
Дом Щепочкина. Печи и росписи потолков, сохранившиеся с кон. XVIII в.
Детали "античного" фриза одной из комнат.