Sep. 5th, 2017

kuba: (Default)
Если спросите - откуда
Эти сказки и легенды
С их лесным благоуханьем,
Влажной свежестью долины
...
Я скажу вам, я отвечу:
От лесов, равнин пустынных,
От озер Страны Полночной...

Генри Лонгфелло. "Песнь о Гайавате"

Мне почему-то всегда казалось, что эти стихи, написанные совсем о других краях и народах, как нельзя лучше отражают дух той земли, о которой я хочу рассказать в данном цикле. Настолько, что строчку из них ярешила взять в качестве заголовка ко всей серии постов. И не зря казалось – как выяснилось, «Песнь о Гайавате» Лонгфелло написана (и переведена на русский язык Иваном Буниным) с использование ритма и стихотворного размера карельского эпоса Калевала.
Именно Карелии в этот раз мы посвятили основную часть нашей 10-дневной северной поездки, проделав путь из Подпорожского района Ленинградской области (где осмотрели знаменитое Подпорожское кольцо и Александро-Свирский монастырь) вокруг огромного Онежского озера. На день отклонились в сторону озера Сандал, где взяли катер на Лычный остров, известный деревянной Петропавловской церковью 1620 г. Деревянными церквями и часовнями (пусть и не столь древними) славится также Заонежье (полуостров, вдающийся с севера в Онежское озеро), где мы провели следующие два дня, в течение которых колесили по деревням, жилым и не очень, и совершили небольшой круиз на катере по т.н. Кижскому ожерелью - нескольким островам вокруг Кижей, где сохранились деревянные часовни XVII-XIX вв.
Покинув Заонежье, отправились в Пудожский район, осмотрев по пути деревянные храмы на восточном берегу Онежского озера - древнюю Петропавловскую церковь (кон. XVI-нач. XVII вв) в Челмужах и часовню в Пяльме. Пудож интересовал нас не только как транзитный пункт, но и как наиболее удобная база для посещения глухого и относительно труднодоступного угла Карелии - Водлозерского Национального парка, через администрацию которого нам удалось договориться о водной экскурсии на Ильинский погост – удивительной архитектуры Иьинский храм 1798 г,  расположенный на Малом Колгострове, что в северной части Водлозера.


Юксовичи (Родионово). Древний храм св. Георгия (нач. XVI в) на берегу Юксовского озера
Озера Карелии: моменты )

Ильинский погост (1798 г), что на Малом Колгострове в северной части Водлозера, отличается кубоватым куполом основного храма, возведенным вместо шатра в кон. XIX в, а также бревенчатой оградой с двускатной крышей - чуть ли не одной из трех сохранившихся в оригинале (вторая - на Порженском погосте в Кенозерском парке, третья - в Гимреке).

Несмотря на обилие финно-угорских топонимов, земли, по которым проходил наш путь, давным-давно заселены славянами. Даже в той части Карелии, что входила в наш маршрут (Заонежье и Пудожский район), карелы давно не проживают. Только южный и западный берега Онежского озера заселены финно-уграми – карелами и, даже чаще, вепсами, музей которых мы посетили в поселке Шелтозеро. Исторический ареал обитания вепсов довольно велик – от берегов Онего в Карелии и Ленинградской области до западной Вологодчины, но даже в Шелтозере – неофициальной вепсской столице – этот народ сейчас уже не является национальным большинством.
Принято считать, что в деревнях вокруг Водлозера  проживает особая этническая группа русских - водлозеры, представляющая из себя смешанное славянское и финно-угорское население. В принципе, это вполне возможно - до 1980-х годов, когда появился нынешний 60-километровый грейдер, сухопутной дороги на Водлозеро не существовало, потому край был вполне себе глухой и изолированный от внешнего мира. Как нам рассказал священник на Ильинском погосте, в водлозерских деревнях до сих пор можно различить московский и новгородский типы внешности (граница двух княжеств как раз проходила по Водлозеру).

Карелия – республика, в целом, туристически развитая, но необходимая для каждого туриста инфраструктура размещена здесь крайне неравномерно. Например, в том же Заонежье существуют определенные проблемы с ночлегом и питанием. Мы, в принципе, готовы были поставить палатку, но я в первый же день поездки неудачно искупалась в Онежском озере, так что на следующее утро получила боль в горле, а потом и все остальные прелести легкой простуды. В. сжалился над моим состоянием, и, переночевав одну ночь в гостевом доме в Типиницах, мы вместо установки палатки и разжигания костра отправились на поиски крыши над головой. К моему большому счастью, на одной из рыбацких турбаз в Тамбицах в строящемся корпусе нашлась свободная комната (обычно такие места во время короткого в этих краях высокого сезона безнадежно заполнены рыбаками). Причем условия размещения оказались по заонежским меркам почти королевскими – здесь была кухня с самой современной бытовой техникой и санузел с прекрасной сантехникой и горячим душем, который мы и не надеялись получить в этих краях. Вопрос питания решать пришлось самостоятельно, но запасов еды мы с собой привезли предостаточно.
По той же причине пришлось отказаться от ночевки в палатке на Водлозере. В самом Куганаволоке найти ночлег не удалось – гостиницу нацпарка отдали каким-то молодым специалистам, а все сдаваемые местными жителями дома оказались заняты туристами. Потому мы решили остановиться в Пудоже, где выбор гостиниц и кафе весьма неплохой, – и правильно сделали: помимо обычных неудобств жизни в палатке, на Водлозере нас попросту бы сожрали без соли и без лука многочисленные местные комары.

С погодой же нам, в целом, повезло – ливней не случилось, под небольшой дождик попали от силы пару раз за 10 дней, из трех водных экскурсий, которые сильно от погоды зависят, не отменилась ни одна. Но это август - даже в июле вероятность дождей, ветров и сопряженных с ними штормов на озерах здесь значительно выше. Что уж говорить про другие сезоны…
В этой связи, проблемы туристской инфраструктуры Русского Севера, в общем-то, легко объяснимы – народ не слишком стремится вкладываться в нее, так как сезон путешествий здесь едва ли продолжается более двух месяцев в году, так что окупаемости придется ждать довольно долго. Немного выручают немногочисленные активные местные жители и рыбацкие базы. Политика же нацпарков в отношении туристов не слишком понятна. Так, нам пришлось незадолго до начала путешествия отказаться от поездки на Кенозеро, поскольку аккурат в эти даты местный нацпарк проводил какой-то симпозиум, потому для нас не нашлось ни ночлега, ни мест на водные экскурсии по акватории Кенозера – все это было отдано участникам вышеупомянутого сабантуя. Впрочем, об изменении планов жалеть не пришлось – мы в итоге посетили куда более редкий и малоизвестный объект на Водлозере.

На этом мы попрощались с Карелией и двинулись на восток в Архангельскую область, где остановились в чудесном городе Каргополе, окрестности которого и сам город осматривали последующие пару дней. Об этих краях, впрочем, я уже как-то рассказывала в ЖЖ пару лет назад, когда с проектом Неизвестная провинция путешествовала вдоль реки Онега. В этот раз досмотрела те памятники, которые мне не удалось увидеть тогда, – деревянные церкви и часовни в Больших Лядинах, Конево, Аводотьино, Бережной Дуброве, Калитинке (что стоит почти на берегу озера Лаче) и Хижгоре, что находится на территории Кенозерского Национального парка. Наконец, выбрала время посетить основную экспозицию Каргопольского музея, посвященную народным промыслам и народному искусству региона, которая оказалась, безо всякого преувеличения, совершенно потрясающей по количеству экспонатов и их качеству.
Обратно в Москву возвращались также через Пудож. Дорога домой растянулась на пару дней, так как по пути решено было осмотреть пару интересных городов Вологодской области – Белозерск и Устюжну, куда меня ранее судьба не заносила, а также сделать несколько остановок у наиболее значимых памятников вологодского деревянного зодчества по дороге.
Озера Архангельской и Вологодской областей: моменты )

Внутри Казанской церкви в Устюжне прекрасно сохранились фрески нач. XVIII в - попасть внутрь и рассмотреть несложно, даже фотографов не гоняют, отя храм действующий.

В общем, как видите, маршрут получился интересным и не слишком заезженным. А подробнее обо всех его пунктах постараюсь написать в ближайшее время, тем более, что сезон путешествий подходит к концу и времени на писанину у меня теперь будет больше.
kuba: (Default)
На станции Подпорожье Ленинградской области стоянка мурманского поезда – 2 минуты, так что вагон следует покидать быстро. Хорошо, что кроме нас с Я. здесь больше никто не выходил, так что наша выброска прошла спокойно. В. встретил нас на перроне, мы загрузили сумки в машину и отправились вдоль берега большой реки Свирь на осмотр памятников Подпорожского кольца. Этот дальний и относительно глухой угол Ленинградской области, примыкающий к Онежскому озеру и к Карелии, издавна был населен финно-угорскими племенами – в основном, весью и чудью – предками современных вепсов. Впрочем, славянское население преобладает здесь уже достаточно давно, так что большинство деревянных храмов – это именно русское деревянное зодчество.
Первую остановку сделали в деревне Важины, где стоит большая церковь Воскресения Христова 1630 г постройки. Впрочем, после капитальной перестройки XIX в, добавившей церкви классицистических деталей, распознать здесь XVII век довольно сложно. В отличие от шатровой церкви св. Николая (1696-1698 гг) в деревни Согинцы – здесь XVII век дошел до нас в первозданном виде. Рядом с Никольским храмом стоит Ильинская церковь (1850 г) – также деревянная.
В деревне Заозерье на берегу Вачозера красиво расположена часовня Петра и Павла, выстроенная в XVII в. Самый поздний из памятников кольца – церковь Покрова Богородицы (1782 г), что в деревне Волнаволок (Посад) – это типичный клетской храм с шатровой звонницей.
Подпорожское кольцо )
Благодаря грейдеру хорошего качества, с маршрутом мы управились быстро, так что у нас осталось время, которые решено было потратить на посещение Александро-Свирского монастыря – одной из древнейших обителей Русского Севера, основанной монахом из вепсов Александром Свирским еще в XV для обращения местных языческих финно-угорских племен. Монастырь и сейчас почитаем, посещаем и неожиданно грандиозен (состоит из двух самостоятельных частей - Преображенской и Троицкой, отстоящих друг от друга где-то на полкилометра). Более древняя Троицкая часть не испорчена излишней реставрацией, хотя и пребывает в пристойном состоянии. Здесь сохранился целый ряд чудесных памятников – Троицкий собор 1695-1698 гг постройки с прекрасными фресками нач. XVIII в, знаменующими переходный этап от древнерусской живописной традиции к европейской (нам посчастливилось их увидеть – сюда как раз подошла тургруппа, для которой открыли храм), Покровская церковь 1533-1536 гг, перестроенная после шведского нашествия в 1619-1620 гг (причем, перестроена удивительно – трапезная и колокольня имеют очень нетрадиционный вид: сильно напоминают немецкие или те же шведские замки, например). Рядом находится трехшатровая отдельно стоящая звонница 1646 г, а чуть в стороне – церковь Иоанна Дамаскина (1716 г). Все это вместе выглядит странно и непривычно, но, как ни странно, очень гармонично и целостно.
Стоящий неподалеку на берегу небольшого Рощинского озера (да, и здесь есть свое озеро, да еще и со скитом на острове) Преображенский монастырь, хоть и сохранил Преображенский собор 1644-1668 гг, колокольню 1903-1904 гг и ограду XVIII в, не столь интересен – здесь имела место реставрация типа евроремонт, так что глаз, может, чей-то это и радует, но туристический интерес имеет весьма ограниченный.
Но в целом, Александро-Свирский монастырь - один из интереснейших объектов Ленинградской области,и я рада, что мы смогли включить его в нашу программу.


Фрески 1715 г в Троицком соборе Александро-Свирского монастыря. Это фрагмент Страшного суда - потенциальные обитатели ада :)
Александро-Свирский монастырь )
А нам пора было двигаться дальше – возвращаться на берега Онежского озера – центра всей нашей поездки. По пути невозможно было не заехать в село Юксовичи (Родионово), где на берегу Юксовского озера стоит одна из древнейших деревянных построек России – церковь Георгия Победоносца 1506 г постройки. От нач. XVI в здесь, впрочем, остался лишь центральный сруб, но и последующие перестройки XVII и XVIII вв храм только украсили – сейчас это необычное  (если не сказать, уникальное) сооружение - и по возрасту, и по архитектуре, и по вписанности в ландшафт. К сожалению, ни в один из храмов Подпорожского кольца мы не попали внутрь, впрочем, о сохранившихся интерьерах здесь читать не приходилось – возможно, что жалеть и не о чем.

Хороша и часовня Николая Чудотворца (XVIII в), что стоит на окраине деревни Гоморовичи. Часовня имеет необычное крыльцо. Дверь открыта, но внутри ожидаемо пусто.
Переправившись на пароме через реку Свирь (в самой широкой ее части – в месте впадения в Онежское озеро), продолжили путь на север к карельской границе.
Великолепная церковь Дмитрия Солунского Мироточивого (1783 г) находится в селе Щелейки, где мы останавливались на ночлег. К сожалению, сейчас она вся в лесах – храм реставрируют. Но на колокольню влезть можно, с нее открываются хорошие виды на Онежское озеро.
В озере мы искупались, хотя вода была довольно холодной. Гулявшие по берегу пожилые финны (на базе их остановилась целая группа) смотрели на нас с недоумением. Это, впрочем, оказалось мое первое и последнее купание в водах полночных озер: пересидев, видимо, допустимый лимит времени в холодной воде, я на следующий день приболела и потом боролась с простудой в течение всей поездки.
Попрощались же с Ленинградской областью мы в селе Гимрека, где сохранился прекрасный и древний памятник – деревянный шатровый храм Рождества Богородицы (между 1650 и 1695 гг) с трапезной, резным крыльцом, отдельно стоящей колокольней и оградой с воротами и двускатной крышей, которых вообще сохранилось довольно мало. Гимрека раньше была вепсским селом. У многочисленного некогда народа в начале ХХ в не оказалось своей автономии - Вепсская волость была разделена между Карелией, Ленинградской и Вологодской областями. Сейчас вепсов осталось около 8 тыс. человек, но ареал их расселения по-прежнему обширен – от Кингисеппского района до западных регионов Вологодской области. О «столице» северных вепсов – деревне Шелтозеро и находящемся там вепсском этнографическом музее я расскажу в следующий раз, поскольку это уже территория Республики Карелия, границу которой мы наконец пересекли.


Дивной красоты Гергиевская церковь (1506 г) в селе Юксовичи (Родионово) - древнейшая деревянная постройка России, стоящая на своем месте (очень красивом, надо признать). К XVI в относятся центральный сруб с клинчатым перекрытием и главкой и алтарная часть. Трапезная, крыльцо и галерея выстроены в XVII в.
Ленинградское Обонежье )

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
1112 1314151617
18 19202122 2324
25 262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 3rd, 2026 09:54 am
Powered by Dreamwidth Studios