Если спросите - откуда
Эти сказки и легенды
С их лесным благоуханьем,
Влажной свежестью долины
...
Я скажу вам, я отвечу:
От лесов, равнин пустынных,
От озер Страны Полночной...
Генри Лонгфелло. "Песнь о Гайавате"
Эти сказки и легенды
С их лесным благоуханьем,
Влажной свежестью долины
...
Я скажу вам, я отвечу:
От лесов, равнин пустынных,
От озер Страны Полночной...
Генри Лонгфелло. "Песнь о Гайавате"
Мне почему-то всегда казалось, что эти стихи, написанные совсем о других краях и народах, как нельзя лучше отражают дух той земли, о которой я хочу рассказать в данном цикле. Настолько, что строчку из них ярешила взять в качестве заголовка ко всей серии постов. И не зря казалось – как выяснилось, «Песнь о Гайавате» Лонгфелло написана (и переведена на русский язык Иваном Буниным) с использование ритма и стихотворного размера карельского эпоса Калевала.
Именно Карелии в этот раз мы посвятили основную часть нашей 10-дневной северной поездки, проделав путь из Подпорожского района Ленинградской области (где осмотрели знаменитое Подпорожское кольцо и Александро-Свирский монастырь) вокруг огромного Онежского озера. На день отклонились в сторону озера Сандал, где взяли катер на Лычный остров, известный деревянной Петропавловской церковью 1620 г. Деревянными церквями и часовнями (пусть и не столь древними) славится также Заонежье (полуостров, вдающийся с севера в Онежское озеро), где мы провели следующие два дня, в течение которых колесили по деревням, жилым и не очень, и совершили небольшой круиз на катере по т.н. Кижскому ожерелью - нескольким островам вокруг Кижей, где сохранились деревянные часовни XVII-XIX вв.
Покинув Заонежье, отправились в Пудожский район, осмотрев по пути деревянные храмы на восточном берегу Онежского озера - древнюю Петропавловскую церковь (кон. XVI-нач. XVII вв) в Челмужах и часовню в Пяльме. Пудож интересовал нас не только как транзитный пункт, но и как наиболее удобная база для посещения глухого и относительно труднодоступного угла Карелии - Водлозерского Национального парка, через администрацию которого нам удалось договориться о водной экскурсии на Ильинский погост – удивительной архитектуры Иьинский храм 1798 г, расположенный на Малом Колгострове, что в северной части Водлозера.
Юксовичи (Родионово). Древний храм св. Георгия (нач. XVI в) на берегу Юксовского озера
Ильинский погост (1798 г), что на Малом Колгострове в северной части Водлозера, отличается кубоватым куполом основного храма, возведенным вместо шатра в кон. XIX в, а также бревенчатой оградой с двускатной крышей - чуть ли не одной из трех сохранившихся в оригинале (вторая - на Порженском погосте в Кенозерском парке, третья - в Гимреке).
Несмотря на обилие финно-угорских топонимов, земли, по которым проходил наш путь, давным-давно заселены славянами. Даже в той части Карелии, что входила в наш маршрут (Заонежье и Пудожский район), карелы давно не проживают. Только южный и западный берега Онежского озера заселены финно-уграми – карелами и, даже чаще, вепсами, музей которых мы посетили в поселке Шелтозеро. Исторический ареал обитания вепсов довольно велик – от берегов Онего в Карелии и Ленинградской области до западной Вологодчины, но даже в Шелтозере – неофициальной вепсской столице – этот народ сейчас уже не является национальным большинством.
Принято считать, что в деревнях вокруг Водлозера проживает особая этническая группа русских - водлозеры, представляющая из себя смешанное славянское и финно-угорское население. В принципе, это вполне возможно - до 1980-х годов, когда появился нынешний 60-километровый грейдер, сухопутной дороги на Водлозеро не существовало, потому край был вполне себе глухой и изолированный от внешнего мира. Как нам рассказал священник на Ильинском погосте, в водлозерских деревнях до сих пор можно различить московский и новгородский типы внешности (граница двух княжеств как раз проходила по Водлозеру).
Карелия – республика, в целом, туристически развитая, но необходимая для каждого туриста инфраструктура размещена здесь крайне неравномерно. Например, в том же Заонежье существуют определенные проблемы с ночлегом и питанием. Мы, в принципе, готовы были поставить палатку, но я в первый же день поездки неудачно искупалась в Онежском озере, так что на следующее утро получила боль в горле, а потом и все остальные прелести легкой простуды. В. сжалился над моим состоянием, и, переночевав одну ночь в гостевом доме в Типиницах, мы вместо установки палатки и разжигания костра отправились на поиски крыши над головой. К моему большому счастью, на одной из рыбацких турбаз в Тамбицах в строящемся корпусе нашлась свободная комната (обычно такие места во время короткого в этих краях высокого сезона безнадежно заполнены рыбаками). Причем условия размещения оказались по заонежским меркам почти королевскими – здесь была кухня с самой современной бытовой техникой и санузел с прекрасной сантехникой и горячим душем, который мы и не надеялись получить в этих краях. Вопрос питания решать пришлось самостоятельно, но запасов еды мы с собой привезли предостаточно.
По той же причине пришлось отказаться от ночевки в палатке на Водлозере. В самом Куганаволоке найти ночлег не удалось – гостиницу нацпарка отдали каким-то молодым специалистам, а все сдаваемые местными жителями дома оказались заняты туристами. Потому мы решили остановиться в Пудоже, где выбор гостиниц и кафе весьма неплохой, – и правильно сделали: помимо обычных неудобств жизни в палатке, на Водлозере нас попросту бы сожрали без соли и без лука многочисленные местные комары.
С погодой же нам, в целом, повезло – ливней не случилось, под небольшой дождик попали от силы пару раз за 10 дней, из трех водных экскурсий, которые сильно от погоды зависят, не отменилась ни одна. Но это август - даже в июле вероятность дождей, ветров и сопряженных с ними штормов на озерах здесь значительно выше. Что уж говорить про другие сезоны…
В этой связи, проблемы туристской инфраструктуры Русского Севера, в общем-то, легко объяснимы – народ не слишком стремится вкладываться в нее, так как сезон путешествий здесь едва ли продолжается более двух месяцев в году, так что окупаемости придется ждать довольно долго. Немного выручают немногочисленные активные местные жители и рыбацкие базы. Политика же нацпарков в отношении туристов не слишком понятна. Так, нам пришлось незадолго до начала путешествия отказаться от поездки на Кенозеро, поскольку аккурат в эти даты местный нацпарк проводил какой-то симпозиум, потому для нас не нашлось ни ночлега, ни мест на водные экскурсии по акватории Кенозера – все это было отдано участникам вышеупомянутого сабантуя. Впрочем, об изменении планов жалеть не пришлось – мы в итоге посетили куда более редкий и малоизвестный объект на Водлозере.
На этом мы попрощались с Карелией и двинулись на восток в Архангельскую область, где остановились в чудесном городе Каргополе, окрестности которого и сам город осматривали последующие пару дней. Об этих краях, впрочем, я уже как-то рассказывала в ЖЖ пару лет назад, когда с проектом Неизвестная провинция путешествовала вдоль реки Онега. В этот раз досмотрела те памятники, которые мне не удалось увидеть тогда, – деревянные церкви и часовни в Больших Лядинах, Конево, Аводотьино, Бережной Дуброве, Калитинке (что стоит почти на берегу озера Лаче) и Хижгоре, что находится на территории Кенозерского Национального парка. Наконец, выбрала время посетить основную экспозицию Каргопольского музея, посвященную народным промыслам и народному искусству региона, которая оказалась, безо всякого преувеличения, совершенно потрясающей по количеству экспонатов и их качеству.
Обратно в Москву возвращались также через Пудож. Дорога домой растянулась на пару дней, так как по пути решено было осмотреть пару интересных городов Вологодской области – Белозерск и Устюжну, куда меня ранее судьба не заносила, а также сделать несколько остановок у наиболее значимых памятников вологодского деревянного зодчества по дороге.
( Озера Архангельской и Вологодской областей: моменты )
Внутри Казанской церкви в Устюжне прекрасно сохранились фрески нач. XVIII в - попасть внутрь и рассмотреть несложно, даже фотографов не гоняют, отя храм действующий.
В общем, как видите, маршрут получился интересным и не слишком заезженным. А подробнее обо всех его пунктах постараюсь написать в ближайшее время, тем более, что сезон путешествий подходит к концу и времени на писанину у меня теперь будет больше.
В общем, как видите, маршрут получился интересным и не слишком заезженным. А подробнее обо всех его пунктах постараюсь написать в ближайшее время, тем более, что сезон путешествий подходит к концу и времени на писанину у меня теперь будет больше.